gerb
EN RU BY
Публикации о нас

  Служба главного технолога

Лариса Лапус, главный технолог ГТПУП «Белрыба»: И переработка мяса, и переработка рыбы требуют полной самоотдачи…

Лариса Сергеевна Лапус – специалист, хорошо известный в белорусской пищевой промышленности. Работая в должности главного технолога ОАО «Борисовский мясокомбинат», она разработала и внедрила в производство сотни мясных изделий, многим из которых суждено было стать подлинными гастрономическими хитами. Около полутора лет назад Лариса Лапус возглавила технологическую службу ГТПУП «Белрыба», а уже через несколько месяцев отечественная торговля начала отмечать нарастающий потребительский интерес к продукции «Белрыбы». Как сегодня работается Ларисе Сергеевне, пригодился ли в новой должности опыт мясопереработчика, и в каком направлении развивается ведущее рыбоперерабатывающее предприятие страны, попыталась выяснить наш корреспондент Инна Юркова.

«ПП»: Лариса Сергеевна,  изменилась ли принципиально с вашим приходом в ГТПУП «Белрыба» работа службы главного технолога?

Л. Лапус: Задача менять что-то принципиально не ставилась, да и не могла ставиться. Предприятие хорошо знают на рынке, за много лет наработан определенный ассортимент продукции. Нельзя просто так прийти и все выбросить, перевернуть. И потом нельзя забывать, что многие виды изделий из рыбы производятся и нашим предприятием, и  «Санта Бремор», и рыбокомплексами, как говорится, по одному рецепту. Что можно сделать из той же соленой семги? По своим вкусовым качествам она практически одинакова у всех белорусских производителей, разница только в упаковке.

    Если говорить о переменах – изменилось видение рынка, его потребностей. Так, на сегодняшний день никто в Беларуси, кроме нас, не производит рыбные консервы. И свою главную производственную задачу мы видим в том, чтобы практически полностью удовлетворить потребность республики в этих изделиях. А это в количественном выражении приблизительно 5 миллионов банок рыбных консервов в год. Причем у нас есть возможность регулировать ценообразование в данном сегменте. Сырье для производства кильки мы получаем из Прибалтики, на границе с которой размещается Браславский производственный участок, поэтому транспортные расходы минимальны. Посетители выставки «Продэкспо» в Минске отмечали, что мы научились укладывать кильку, как шпроты. Да и по качеству наша продукция не хуже, а может быть, где-то и лучше изделий, выпускаемых основными конкурентами в России и странах Балтии. Что касается ассортимента – он постепенно расширяется. Если раньше  вырабатывались в основном консервы из кильки, сельди натуральной, то теперь на Браславском производственном участке ГТПУП «Белрыба» освоен выпуск шпрот. Продукция получилась очень хорошая, и конечно хочется продавать ее в красивой  удобной упаковке. Лучше всего для этих целей подойдет «hanza»-банка, поэтому  после Нового года планируется установка соответствующей линии. Ставится вопрос о выпуске белорусского карпа в желе, угря в желе. Я уверена, что это будет не только вкусный, но и конкурентоспособный по цене продукт. В декабре в реализации появится осетр в собственном соку.

   Обновляется ассортимент выпускаемой продукции и  на головном предприятии, но делаем мы это постепенно и  с определенной долей осторожности. Иногда даже простое изменение этикетки на банке чревато последствиями. Покупатель, не видя на полке той продукции, к которой он привык и запомнил именно по этикетке, проходит мимо и приобретает продукцию другого производителя. Поэтому любая даже самая перспективная новинка нуждается в рекламе. Над созданием новых, интересных продуктов мы работаем вместе с отделом маркетинга, ведь их надо не только придумать и поставить на производство, но и правильно предложить покупателю.

«ПП»: Пик активности технологической службы компании «Белрыба» совпал с пиком экономического кризиса. Предпринимались ли в этой ситуации какие-то особые меры для увеличения продаж, например выпуск более дешевых продуктов?

Л. Лапус:  Как технолог я, прежде всего, ратую за выпуск вкусных и полезных продуктов. Но если уж мы заговорили о ценовом факторе,  не забывайте, что дорогая продукция от  «Белрыбы» – это всегда украшение праздничного стола. И как бы трудно ни было, человек не откажется купить форель или семгу к Новому году, Пасхе, семейному торжеству. Поэтому в определенном объеме эта продукция продавалась, и будет продаваться.  Что касается самых популярных  продуктов – это, конечно же, сельдь, пресервы, рыба мороженая. Пользуется спросом филе кильки. То есть те изделия, которые можно покупать часто и которыми можно накормить семью вкусно и  достаточно дешево. Значительно увеличился у нас за год выпуск продуктов в желе, которые активно продавались даже летом. В связи с этим собираемся расширить их ассортимент. Обязательно сделаем заливного карпа, эта рыба тоже очень популярна и любима. Недавно изготовили первую партию форшмаков и сразу все продали. Вроде бы форшмаками нашего покупателя и не удивишь, но тем не менее продукт получился интересный. Наши коллеги делают этот продукт из мелкодисперсной массы. Я пошла по пути, по которому идут коллеги из стран Балтии. Их форшмак просто рубленый, состоит из кусочков неправильной формы. Зато сельдь чувствуется на языке, а все остальные составляющие – грибы, лук –  подчеркивают вкус рыбы. Взял и мажь на бутерброд. Это уже не просто селедка –  кулинарное изделие. По-прежнему актуальны продукты «сезонного» спроса. Например, всплеск по реализации салатов из морской капусты приходится на период, когда дорожают овощи. В «зимние» салаты мы стараемся  привнести домашние нотки, например, добавляем жареный лук. Многие женщины, которые у нас работают, очень хорошие хозяйки и приносят идею нового продукта со своей кухни. Обсуждаем все сообща. Продумываем, как приготовленный в домашних условиях продукт, может быть изготовлен в условиях большого производства.

   К началу лета будем предлагать потребителю полуфабрикаты, причем не только из лосося, скумбрии, как в этом году, но и из пресноводных рыб – карпа, толстолобика, щуки. И хотя в нынешнем году мы немного не успели к сезону, продукт нашел своего покупателя. Его хорошо разбирают на выставках, ярмарках, что не удивительно. Полуфабрикаты удобны, на их приготовление уходит всего 5-7 минут, кроме того,  хозяйка избавлена от утомительного этапа предварительной обработки рыбы.

«ПП»: Планируется ли увеличение сроков реализации на какие-либо виды продукции?

Л. Лапус: Сроки реализации у нас на уровне других предприятий – не больше, не меньше. Всегда необходимо помнить, что увеличение сроков годности влечет за собой внесение определенных консервантов, того, чего так страшно боятся люди. Мое мнение: к этому вопросу надо подходить разумно. Сроки реализации пресервов составляют 3-4 месяца, и я не вижу смысла их увеличивать, тем более что за это время вполне реально продать продукт.

«ПП»: Предоставляет ли компания «Белрыба» дополнительные услуги потребителям?

Л. Лапус: Рядовой покупатель при необходимости может позвонить на предприятие и заказать, скажем, к домашнему торжеству, осетра или угря горячего копчения. Это рыба дорогая, на склад ее не наработаешь. Под индивидуальный заказ мы предлагаем и заливную рыбу. В ресторанах это достаточно дорого. Мы же приготовим порционно любую рыбу вкусно и дешево.

«ПП»: Лариса Сергеевна, вы работаете для покупателей, боретесь за каждого из них. Всегда ли покупатели отвечают взаимностью?

Л. Лапус:  Мы действительно стараемся, чтобы продукция нравилась потребителям. Поэтому иногда бывает очень обидно слышать, когда человек категорично заявляет: вот, мол, купил ваши пресервы, они мне не понравились, никогда в жизни больше не куплю. Я допускаю, что бывают какие-то досадные моменты, сбои в производстве. Но они, во-первых, единичны. Во-вторых, по каждому сигналу мы выезжаем на место и разбираемся. Не хотелось бы, чтобы из-за чьего-то промаха ставилась под сомнение работа целого коллектива.

 «ПП»:  Вы пришли в ГТПУП «Белрыба», до этого проработав много лет на Борисовском мясокомбинате. Не тяжело было перестраиваться?

Л. Лапус: Я могу сказать только одно: если человек проработал всю жизнь на пищевом производстве, то не так и сложно. При условии, что это схожие производства. Когда я в первый раз увидела технологию переработки рыбы, убедилась, что она очень схожа с переработкой мяса. То же оборудование, те же процессы. Единственная разница в разделке, причем мясо разделывать значительно сложнее. А вообще, много работать надо везде. И работать над собой, прежде всего. Необходимо изучать то, что делают коллеги. Я за что любила свою мясную промышленность? Технологи всех комбинатов между собой дружили. Я и сейчас с теплотой вспоминаю коллег, к которым запросто можно было подойти, посоветоваться, поговорить. Что непонятно – всегда объяснят. До сих пор на выставках мы встречаемся как родные. Всех их помню, всех люблю.

ГТПУП «Белрыба»

220600, г. Минск, ул. Казинца, 42

Тел.: (017) 2105076, 2105436, 2105428

УНП 190000166